Библия
November 11

Ленивы на уши

Мой журнал.

В послании к Евреям (Новый завет) есть такие строки:

О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.
(Евреям 5:11–14, Синодальный перевод)

В этом отрывке автор послания к Евреям как бы мимоходом, отвлёкшись от основных рассуждений, делает замечание о состоянии своих адресатов. Они отнюдь не были недавно уверовавшими — «судя по времени», но потеряли способность духовно расти: должны были бы уже наставлять других, но по-прежнему сами нуждались в наставлении.

Автор приводит аналогию с младенцами, которые в питании зависят от других, от перетёртой пищи, не способны питать себя, жевать и держать в руке вилку.

Ленивы на уши — νωθρὸς ταῖς ἀκοαῖς

Оригинальная греческая фраза, переведённая в синодальном переводе как «неспособны слушать», — суть идиоматическое выражение. Вот как поясняет её словарь Louw-Nida.

32.47 νωθρὸς ταῖς ἀκοαῖς: (an idiom, literally ‘lazy as to one’s ears’) to be slow to understand, with an implication of laziness—‘slow to understand.’

ἐπεὶ νωθροὶ γεγόνατε ταῖς ἀκοαῖς — ‘because you have been slow to understand’ Hebrews 5:11.

На греческом здесь идиоматическое выражение, которое буквально означает "ленивы на уши" — медленны на понимание, подразумевая причиной именно леность.

Всякий, кто учился, понимает: учёба требует усилий, прилежания, усердия, старательности. Знания нужно активно добывать. Под лежачий камень вода не течёт. Что это значит практически? Это зависит от предмета, но хорошие универсальные инструменты такие:

  • читать учебник;
  • отвечать на вопросы в конце главы;
  • запоминать наизусть термины и определения;
  • делать конспект по ходу лекции и дополнять его сразу после;
  • делать пересказ;
  • решать задачи по теме.

Спросите себя

Когда в последний раз я:

  • читал учебник (Библию) самостоятельно?
  • задавал вопросы к прочитанному и пытался найти на них ответы в тексте и контексте?
  • исследовал ту или иную тему в Библии — тематическое изучение?
  • делал заметки на проповеди?
  • пересказывал проповедь кому-то своими словами?
  • запоминал наизусть ключевые стихи из Библии?
  • (если применимо) с чего я начну сегодня же, чтобы перестать быть «ленивым на уши», но активно и самостоятельно питаться мясом, чтобы духовно расти и впоследствии помогать возрастать другим?

Johannes P. Louw; Eugene Nida. Greek-English Lexicon of the New Testament based on Semantic Domains